КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ 2025
  • Главная
  • События
  • Объекты
    • Без категории
    • Населенные пункты
    • Образовательные учреждения
    • Памятники / объекты культурного наследия
    • Промышленные предприятия
    • Религиозные учреждения
    • Учреждения культуры и искусства
    Персоны
    • Герои Отечества
    • Герои Социалистического труда
    • Государственные и политические деятели
    • Деятели культуры и искусства
    • Журналисты и издатели
    • Купцы, промышленники и предприниматели
    • Общественные деятели
    • Работники здравоохранения
    • Работники сельского хозяйства
    • Руководители и передовики производства
    • Спортсмены
    • Ученые и работники образования

  • Главная
  • Объекты
  • Без категории
  • АЭРОПОРТ КУРГАН
г. Курган

АЭРОПОРТ КУРГАН

11 сентября 1923 г.

17 марта 1923 года Совет Народных Комиссаров СССР создал первую авиатранспортную организацию – Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет» – для развития гражданского воздушного флота в пределах СССР «путем организации воздушных линий для перевозки пассажиров, почты и грузов, производства аэрофотосъемок и иных отраслей применения воздушного флота на основе отечественной авиапромышленности».

Начало регулярному авиасообщению положил ознакомительный перелет «Петроград –Владивосток».

Правление «Добролета» в сентябре 1923 года организовало перелет по маршруту «Москва – Казань – Свердловск – Курган – Омск – Новосибирск» с целью ознакомления с местными особенностями, для развития воздушных линий между Москвой и Сибирью.

11 сентября 1923 года во второй половине дня в небе над Курганом пролетелнебольшой серебристый самолет марки «Юнкерс» Ф-13 , бортовой номер «D-194», персональное название – «Кукушка». Потарахтев над восточной окраиной, самолет опустился на просторное поле бывшего курганского ипподрома–аэродрома, пустовавшее с 1919 года. Этот день считается рождением курганского аэропорта. После приземления возник стихийный митинг.Сотни любопытствующих горожан и жителей деревень Мало-Чаусовой и Вороновки немедленно устремились к месту посадки диковины. Не стихал интерес к аппарату и в течение последующих двух суток: многие жители даже ночевали у самолета.

12 сентября 1923 года в Кургане состоялось совещание с повесткой: «О постройке средствами курганского уезда самолета, подлежащего включению в состав самолетов, которые должны будут обслуживать линию Воздушного сообщения Москва –Владивосток».

Итогом совещания стала телеграмма члена правления «Добролета» Дзевятловского в Москву: «Курган имеет выгодное географическое положение,открытую и ровную местность, огражденную естественными маяками, которые далеко и хорошо видны летчикам, а также, – что не менее важно, – уже готовый и оборудованный аэродром с соответствующими требованиями посадки и стоянки самолетов…».

В мае 1928 года было принято решение об открытии почтовой линии Москва – Иркутск.

11 июля 1928 года Президиум Курганского городского Совета постановил: «Учитывая громадную государственную важность развития воздушных сообщений по линии Москва – Иркутск и необходимость в данном случае оборудования воздушной станции (аэродрома) в гор. Кургане, участок земли, используемый в данное время для посадки самолетов, расположенный за ж/д полотном около Белозерского тракта, предложить Горкомхозу отвести и закрепить за обществом «Добролет» для оборудования последним аэродрома».Для размещения на первое время конторы аэростанции, общежития для летчиков и механиков и склада почтовой корреспонденции предоставлялся верхний этаж конторы винокуренного завода. Склад для хранениягорючих веществ решили разместить в каменном складе турбинного завода.

На базирование в Кургане был оставлен экипаж летчика Волкова. Летчик-наблюдатель Карпович стал первым начальником Курганской аэростанции.

1 августа 1928 года в 16 ч. 30 м. по московскому времени на курганский аэродром прибыл первый самолет с почтой. В газете «Красный Курган» от 04.08.1929 года было опубликовано первое в истории Кургана расписание движения самолетов. Полеты с посадкой в Кургане из Свердловска на Омск выполнялись по воскресеньям и вторникам, из Омска на Свердловск по вторниками пятницам. Курган в то время являлся базовым аэродромом ночного участка линии.

1 августа 1928 года – день, когда Курганская аэростанция приняла и отправила первые самолеты, следующие по расписанию, стал датой начала деятельности курганского аэропорта.

В 1931 году воздушная линия Москва – Иркутск начала работать как пассажирская.

В 1932 году у гражданской авиации СССР появилось официальное наименование «Аэрофлот» и были введены знаки различия, форменная одежда и Дисциплинарный устав ГВФ СССР.

Для обеспечения полетов в сложных метеоусловиях и ночью воздушная магистраль Москва – Иркутск оборудоваласьрадиотехническими средствами. В 1934 годув зданииконторы аэропорта была развернута радиостанция и организована круглосуточная радиосвязь с аэропортами Свердловска, Омска, Петропавловска, Барабинска и Новосибирска. Весь комплекс радио и светотехнических средств Курганского аэропорта надежно обеспечивал круглосуточные полеты на участке трассы Свердловск – Курган – Омск.

С сентября 1935 года на новом месте строится курганский аэродром. В Заводском переулке были построены общежитие и служебные помещения.

В годы Великой Отечественной войны согласно мобилизационному расписанию курганский аэропорт переводится на военное положение.

Сформированная на основании постановления Совета Народных Комиссаров СССР № 2265-977сс от 5 ноября 1940 года 73-я учебная эскадрилья ГВФ базировалась на территории Курганского аэропорта гражданского воздушного флота (ГВФ). 24 марта 1941 года состоялось первое зачисление курсантов в учебную 73-ю эскадрилью. Первый набор составил 196 человек.

Приказом командующего войсками Уральского военного округа № 00912 от 4 мая 1943 года сформирована Курганская авиационная школа пилотов первоначального обучения ГВФ (в/ч 30024).

За годы Великой Отечественной войны 73-я учебная эскадрилья и Курганская школа пилотов первоначального обучения ГВФ подготовили и направили в школы ВВС для освоения боевых самолетовсвыше полутора тысяч летчиков.

За самоотверженную работу в тылу и работу по подготовке летних кадров для Военно-воздушных сил Красной Армии в 1945 году весь личный состав школы пилотов был награжден медалями.Военнослужащим вручались медали «За победу над Германий», вольнонаемным – «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

С июля 1945 года на базе Курганского аэропорта была организована санитарно-авиационная станция. Среди первых врачей курганской санавиации были будущие светила мировой и отечественной медицины хирурги Гавриил Абрамович Илизаров и Яков Давидович Витебский.

Осенью 1945 года при аэропорте заработала внутриобластная воздушная связь.На линиях, которые проходили по многим районам, курсировали самолеты, перевозящие почту, пассажиров, грузы.

С января 1957 года ежедневно отправляется скоростной комфортабельный пассажирский самолет Курган – Москва с посадками в Свердловске и Казани. Время в пути 7 часов 50 минут.

С 10 июня 1958 года началось регулярное сообщение по воздушной линии Курган – Тюмень – Курган.

В 1959 году на территории аэропорта был построен аэровокзал. В одноэтажном деревянном здании располагалось все, что входило в перечень услуг для пассажиров: зал ожидания с билетными кассами и стойками для регистрации перед вылетом, буфет, парикмахерская, почта и отделение сберкассы.

С декабря 1964 года устанавливается ежедневное прямое сообщение Москва – Курган – Москва.

В 1970 году построена асфальтобетонная взлетно-посадочная полоса длиной 1800 м и шириной 45 м.

20 марта 1971 года введен беспосадочный авиарейс Курган – Москва.

Наряду с сооружением взлетно-посадочной полосы в 1972 году было закончено строительство капитального здания аэровокзала с пропускной способностью 200 пассажиров в час.

В период с 2004 по 2005 годы был проведен ремонт инфраструктуры аэропорта, в 2006 году проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы, перрона, системы отводов ливневых вод.

В 2007 году установлено новое светосигнальное оборудование, позволяющее принимать воздушные суда в любое время суток. Проведен ремонт аэровокзального комплекса, установлена новая система проверки и пропуска пассажиров.

С 30 октября 2007 года распоряжением Минтранса России и Федерального агентства воздушного транспорта аэропорт Курган допущен к приему воздушных судов иностранного производства.

2 июня 2014 года выполнены первые в истории курганского аэропорта прямые авиарейсы в Санкт-Петербург (Пулково).

25 июня 2014 года, спустя пять лет, возобновлено сезонное прямое авиасообщение с Сочи (Адлер).

11 ноября 2015 года Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подписал распоряжение № 2285-р об открытии аэропорта Курган для выполнения международных полетов и установлении в нем многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.


Литература:

Волков, Н. Искусство летать качественно / Н. Волков // Rезидент. – 2007. – Пилотный номер. – С. 72–74.

Крылья над городом / Н. Игнатова // Новый миp : курганская областная общественно-политическая газета. – 2009. – 18 авг. – С. 1.

Семенов, И. М. Век полета : история аэропорта Курган. Ч. 1: 1912–1947 гг. / И. М. Семенов. – Курган : Зауралье, 2013. – 256 с.

Семенов, И. М. Век полета : история аэропорта Курган. Ч. 2 : 1947–1998 гг. / И. М. Семенов. – Курган : Зауралье, 2013. – 315 с.

Электронные ресурсы:

Курган (аэропорт) // Википедия : свободная энциклопедия : сайт. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD_(%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82)(дата обращения: 03.03.2023).


При составлении Краеведческого календаря использовались материалы из фондов ГБУК «Курганская областная универсальная научная библиотека им. А.К. Югова», а также из открытых источников в сети «Интернет». Данные материалы носят информационно-справочный характер, и не являются достаточно репрезентативными для использования в научных исследованиях.
Наполнение и обновление Краеведческого календаря осуществляется на постоянной основе.

Каталог


События

Без категории 7 Населенные пункты 16 Образовательные учреждения 8 Памятники / объекты культурного наследия 5 Промышленные предприятия 7 Религиозные учреждения 2 Учреждения культуры и искусства 17

Герои Отечества 35 Герои Социалистического труда 7 Государственные и политические деятели 10 Деятели культуры и искусства 72 Журналисты и издатели 7 Купцы, промышленники и предприниматели 4 Общественные деятели 7 Работники здравоохранения 8 Работники сельского хозяйства 4 Руководители и передовики производства 1 Спортсмены 7 Ученые и работники образования 26

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
БИБЛИОТЕКА ИМ. А.К.ЮГОВА

Контакты

Курган, 640651, ул. Комсомольская, 30

Сайт: yugovalib.ru

+7 (3522) 46-33-93

+7 (3522) 46-62-73

yugovalib@kurganobl.ru