Одной из самых крупных и процветающих слобод в Южном Зауралье была слобода Куртамыш. Названа она по речке, левому притоку Тобола. «Куртамыш» – слово тюркского происхождения и означает «извилистая река».
В 1745 году пришел в эти края крестьянин Антон Лоскутников из Окуневского острога, который по указу Исецкой провинциальной канцелярии заложил новую слободу на реке Куртамыш в устье речки Хмелевки, и поселились здесь крестьяне из старых слобод, довольно быстро освоив обширную территорию. В 1756 году Куртамыш становится центром вновь учрежденного дистрикта (уезда), который стал называться по имени слободы Куртамышским. В этот же дистрикт вошли еще две слободы – Таловская и Каминская. Все три слободы были заселены государственными крестьянами из соседних дистриктов – Исетского, Шадринского и Окуневского. Выпахав старые земли, крестьяне искали новые плодородные пашни и заселяли новые слободы и основывали новые деревни. Но переход крестьян на новые земли не был самовольным, переселение дозволялось при условии, что крестьяне вновь заселенных слобод обязывались поставлять муку, крупу, овес и другой провиант на пограничную линию, в крепости Звериноголовскую, Усть-Уйскую и Крутоярскую. Возить должны были на своих подводах и столько, «сколько по нарядам понадобится».
Хотя пограничная линия и сдерживала набеги степняков, Куртамыш для большей безопасности был обнесен палисадом и укреплен рогатками, а в 1760 году там расквартировали Азовский драгунский полк. Сделано это было в связи с тем, что начались волнения крестьян, приписанных к Уральским заводам. Азовский полк должен был обеспечить безопасность Далматовского монастыря, и на покупку овса для полковых лошадей деньги выдавались из монастырской казны. Жили драгуны в Куртамыше постоем, то есть не в казармах, а в частных домах, которых в 1762 году было около ста. Вся слобода тогда имела в длину 300 сажен и в ширину 150 сажен, и было к ней приписано одно село и семь деревень, в коих по переписи было 1253 души.
Все эти деревни составляли приход куртамышской Петропавловской церкви. В XVIII веке она была деревянная и небольшая. Строить ее начали сразу после основания слободы и освятили 29 апреля 1753 года. Храм был виден со всех сторон потому, что стоял на высоком месте, да и дома, окружавшие его, были невысоки.
Жители Куртамыша – государственные крестьяне – никогда не знали барщины. Их предки пришли в эти края с Устюга Великого. Не зря в Зауралье весьма почитаем был Святой Прокопий Устюжский. Крестьяне долго сохраняли медленность движений и плавность речи, со множеством древних великорусских слов. Но, несмотря на свою медлительность, местные жители приняли самое активное участие во время пугачевского бунта. Азовского полка в Куртамыше уже не было, и 10 февраля 1774 года слобода восстала. Были арестованы приказные служители и управитель Куртамышского уезда поручик Никита Губин.
После подавления восстания многие куртамышане были наказаны. Жизнь постепенно вернулась в обычное русло. Основная часть жителей слободы и всего прихода были крестьяне и в основном занимались земледелием и частью скотоводством. Огородничество, особенно к концу XIX века, существовало не только для домашних потребностей, но и как промысел. Садили огурцы, морковь, свеклу, капусту и редьку. Садоводство существовало в малых размерах, и разводили малину, калину, смородину.
В XIX веке это уже слобода с развитой торговлей, где ежегодно проходили 5 ярмарок.
Литература:
Васильева, А. М. Курган. Времена минувшие / А. М. Васильева. – Куртамыш : Куртамышская типография, 2013. – С. 24-27.
Земля Курганская: прошлое и настоящее. – Курган, 1993. – Вып. 5. – С. 34-38.
КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
БИБЛИОТЕКА ИМ. А.К.ЮГОВА
Курган, 640651, ул. Комсомольская, 30
Сайт: yugovalib.ru
+7 (3522) 46-33-93
+7 (3522) 46-62-73