11 сентября 1923 г.
17 марта 1923 года Совет Народных Комиссаров СССР создал первую авиатранспортную организацию – Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет» – для развития гражданского воздушного флота в пределах СССР «путем организации воздушных линий для перевозки пассажиров, почты и грузов, производства аэрофотосъемок и иных отраслей применения воздушного флота на основе отечественной авиапромышленности».
Начало регулярному авиасообщению положил ознакомительный перелет «Петроград –Владивосток».
Правление «Добролета» в сентябре 1923 года организовало перелет по маршруту «Москва – Казань – Свердловск – Курган – Омск – Новосибирск» с целью ознакомления с местными особенностями, для развития воздушных линий между Москвой и Сибирью.
11 сентября 1923 года во второй половине дня в небе над Курганом пролетелнебольшой серебристый самолет марки «Юнкерс» Ф-13 , бортовой номер «D-194», персональное название – «Кукушка». Потарахтев над восточной окраиной, самолет опустился на просторное поле бывшего курганского ипподрома–аэродрома, пустовавшее с 1919 года. Этот день считается рождением курганского аэропорта. После приземления возник стихийный митинг.Сотни любопытствующих горожан и жителей деревень Мало-Чаусовой и Вороновки немедленно устремились к месту посадки диковины. Не стихал интерес к аппарату и в течение последующих двух суток: многие жители даже ночевали у самолета.
12 сентября 1923 года в Кургане состоялось совещание с повесткой: «О постройке средствами курганского уезда самолета, подлежащего включению в состав самолетов, которые должны будут обслуживать линию Воздушного сообщения Москва –Владивосток».
Итогом совещания стала телеграмма члена правления «Добролета» Дзевятловского в Москву: «Курган имеет выгодное географическое положение,открытую и ровную местность, огражденную естественными маяками, которые далеко и хорошо видны летчикам, а также, – что не менее важно, – уже готовый и оборудованный аэродром с соответствующими требованиями посадки и стоянки самолетов…».
В мае 1928 года было принято решение об открытии почтовой линии Москва – Иркутск.
11 июля 1928 года Президиум Курганского городского Совета постановил: «Учитывая громадную государственную важность развития воздушных сообщений по линии Москва – Иркутск и необходимость в данном случае оборудования воздушной станции (аэродрома) в гор. Кургане, участок земли, используемый в данное время для посадки самолетов, расположенный за ж/д полотном около Белозерского тракта, предложить Горкомхозу отвести и закрепить за обществом «Добролет» для оборудования последним аэродрома».Для размещения на первое время конторы аэростанции, общежития для летчиков и механиков и склада почтовой корреспонденции предоставлялся верхний этаж конторы винокуренного завода. Склад для хранениягорючих веществ решили разместить в каменном складе турбинного завода.
На базирование в Кургане был оставлен экипаж летчика Волкова. Летчик-наблюдатель Карпович стал первым начальником Курганской аэростанции.
1 августа 1928 года в 16 ч. 30 м. по московскому времени на курганский аэродром прибыл первый самолет с почтой. В газете «Красный Курган» от 04.08.1929 года было опубликовано первое в истории Кургана расписание движения самолетов. Полеты с посадкой в Кургане из Свердловска на Омск выполнялись по воскресеньям и вторникам, из Омска на Свердловск по вторниками пятницам. Курган в то время являлся базовым аэродромом ночного участка линии.
1 августа 1928 года – день, когда Курганская аэростанция приняла и отправила первые самолеты, следующие по расписанию, стал датой начала деятельности курганского аэропорта.
В 1931 году воздушная линия Москва – Иркутск начала работать как пассажирская.
В 1932 году у гражданской авиации СССР появилось официальное наименование «Аэрофлот» и были введены знаки различия, форменная одежда и Дисциплинарный устав ГВФ СССР.
Для обеспечения полетов в сложных метеоусловиях и ночью воздушная магистраль Москва – Иркутск оборудоваласьрадиотехническими средствами. В 1934 годув зданииконторы аэропорта была развернута радиостанция и организована круглосуточная радиосвязь с аэропортами Свердловска, Омска, Петропавловска, Барабинска и Новосибирска. Весь комплекс радио и светотехнических средств Курганского аэропорта надежно обеспечивал круглосуточные полеты на участке трассы Свердловск – Курган – Омск.
С сентября 1935 года на новом месте строится курганский аэродром. В Заводском переулке были построены общежитие и служебные помещения.
В годы Великой Отечественной войны согласно мобилизационному расписанию курганский аэропорт переводится на военное положение.
Сформированная на основании постановления Совета Народных Комиссаров СССР № 2265-977сс от 5 ноября 1940 года 73-я учебная эскадрилья ГВФ базировалась на территории Курганского аэропорта гражданского воздушного флота (ГВФ). 24 марта 1941 года состоялось первое зачисление курсантов в учебную 73-ю эскадрилью. Первый набор составил 196 человек.
Приказом командующего войсками Уральского военного округа № 00912 от 4 мая 1943 года сформирована Курганская авиационная школа пилотов первоначального обучения ГВФ (в/ч 30024).
За годы Великой Отечественной войны 73-я учебная эскадрилья и Курганская школа пилотов первоначального обучения ГВФ подготовили и направили в школы ВВС для освоения боевых самолетовсвыше полутора тысяч летчиков.
За самоотверженную работу в тылу и работу по подготовке летних кадров для Военно-воздушных сил Красной Армии в 1945 году весь личный состав школы пилотов был награжден медалями.Военнослужащим вручались медали «За победу над Германий», вольнонаемным – «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
С июля 1945 года на базе Курганского аэропорта была организована санитарно-авиационная станция. Среди первых врачей курганской санавиации были будущие светила мировой и отечественной медицины хирурги Гавриил Абрамович Илизаров и Яков Давидович Витебский.
Осенью 1945 года при аэропорте заработала внутриобластная воздушная связь.На линиях, которые проходили по многим районам, курсировали самолеты, перевозящие почту, пассажиров, грузы.
С января 1957 года ежедневно отправляется скоростной комфортабельный пассажирский самолет Курган – Москва с посадками в Свердловске и Казани. Время в пути 7 часов 50 минут.
С 10 июня 1958 года началось регулярное сообщение по воздушной линии Курган – Тюмень – Курган.
В 1959 году на территории аэропорта был построен аэровокзал. В одноэтажном деревянном здании располагалось все, что входило в перечень услуг для пассажиров: зал ожидания с билетными кассами и стойками для регистрации перед вылетом, буфет, парикмахерская, почта и отделение сберкассы.
С декабря 1964 года устанавливается ежедневное прямое сообщение Москва – Курган – Москва.
В 1970 году построена асфальтобетонная взлетно-посадочная полоса длиной 1800 м и шириной 45 м.
20 марта 1971 года введен беспосадочный авиарейс Курган – Москва.
Наряду с сооружением взлетно-посадочной полосы в 1972 году было закончено строительство капитального здания аэровокзала с пропускной способностью 200 пассажиров в час.
В период с 2004 по 2005 годы был проведен ремонт инфраструктуры аэропорта, в 2006 году проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы, перрона, системы отводов ливневых вод.
В 2007 году установлено новое светосигнальное оборудование, позволяющее принимать воздушные суда в любое время суток. Проведен ремонт аэровокзального комплекса, установлена новая система проверки и пропуска пассажиров.
С 30 октября 2007 года распоряжением Минтранса России и Федерального агентства воздушного транспорта аэропорт Курган допущен к приему воздушных судов иностранного производства.
2 июня 2014 года выполнены первые в истории курганского аэропорта прямые авиарейсы в Санкт-Петербург (Пулково).
25 июня 2014 года, спустя пять лет, возобновлено сезонное прямое авиасообщение с Сочи (Адлер).
11 ноября 2015 года Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подписал распоряжение № 2285-р об открытии аэропорта Курган для выполнения международных полетов и установлении в нем многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Литература:
Волков, Н. Искусство летать качественно / Н. Волков // Rезидент. – 2007. – Пилотный номер. – С. 72–74.
Крылья над городом / Н. Игнатова // Новый миp : курганская областная общественно-политическая газета. – 2009. – 18 авг. – С. 1.
Семенов, И. М. Век полета : история аэропорта Курган. Ч. 1: 1912–1947 гг. / И. М. Семенов. – Курган : Зауралье, 2013. – 256 с.
Семенов, И. М. Век полета : история аэропорта Курган. Ч. 2 : 1947–1998 гг. / И. М. Семенов. – Курган : Зауралье, 2013. – 315 с.
Электронные ресурсы:
Курган (аэропорт) // Википедия : свободная энциклопедия : сайт. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD_(%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82)(дата обращения: 03.03.2023).
КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
БИБЛИОТЕКА ИМ. А.К.ЮГОВА
Курган, 640651, ул. Комсомольская, 30
Сайт: yugovalib.ru
+7 (3522) 46-33-93
+7 (3522) 46-62-73